3-5 марта прошла первая выставка «Российский Канцелярский Форум». Выставка, безусловно, стала одним из больших событий последнего времени на нашем рынке. Генеральный директор РКФ Дмитрием Просвириным, рассказывает о итогах выставки.
Во-первых, хочу поздравить с успешным началом. На мой взгляд, первый блин точно не вышел комом, даже наоборот. Получилось красиво, достаточно масштабно для первого раза. А как вы оцениваете первую выставку?
Мы тоже удовлетворены тем, как прошел РКФ. Поставленные цели как по посетителям, так и по экспонентам мы выполнили. 5800 посетителей, более 6000 метров выставочного пространства – очень хороший показатель для первого раза, который мы, безусловно, разовьем в будущем.
Какие цели, помимо количественных, вы ставили? И что получилось в итоге?
Глобальной целью было - сделать проект, который будет являться стимулом для развития рынка. Он должен стать общерыночным, представлять интересы участников нашего рынка. Начальная идея – про развитие рынка, про то, что нужно учитывать мнение участников рынка, что нужно работать над сервисами и форматами, делать интересные мероприятия. Устанавливать разумные сроки и стоимость.
Мы идем к своей цели, многое уже сделано. С этим трудно спорить, даже невозможно.
Почему вы так считаете?
Посмотрите, что произошло за год – у нас две выставки, стоимость участия упала на 20-30%, сроки сдвинулись в пользу желаемых рынком, а не желаемых акционерам выставочного проекта, как в 2019 году. Увеличилось общее количество экспонентов, на выставки приехало много представителей компаний, которые ранее не посещали канцелеряские выставки.
Вас, уважаемые коллеги, хотят слушать и слышат.
Появилось много новых сервисов. Такого количества позитивных изменений за год не было никогда.
Еще одной целью - было большое желание сделать красивое мероприятие. У нас красивый рынок с интересными товарами, умными и талантливыми людьми, многие из которых всю профессиональную жизнь посвящают канцелярским товарам. Поэтому изначально мы фокусировались на эстетике стендов, оформления пространства, удобстве для посетителей и экспонентов. Эпитет красиво мы слышали по итогам выставки очень часто.
Самый главный вопрос – посещаемость. Кто ваши посетители? Вы довольны качеством посетителей? Почему они пришли на Вашу выставку?
Я бы предложил всю беседу вести через призму сравнения с другим выставочным проектом. Давайте сравним показатели посещаемости. К нам пришло 5 800 посетителей. На другую канцелярскую выставку, если основываться на информации портала КАНЦОБОЗ, 10 500 после 12 680 посетителей прошлого года. Т.е. практически половина от проекта, которому много лет. Неплохо для начала.
Основное большинство наших посетителей – это средние клиенты, владельцы магазинов или сетей канцелярских магазинов, региональные компании по обслуживанию корпоративных клиентов. Т.е., по сути, костяк рынка конечных продаж. Компании, которые непосредственно работают с конечными потребителями через свои магазины или корпоративных менеджеров. И для которых крайне важен логистический сервис.
Конечно, нашу выставку посетили байеры крупных интернет-магазинов, продуктовых и игрушечных сетей. В скором времени мы предоставим аналитку посетителей в детальном разрезе.
Но на выставке не было ряда крупных региональных оптовиков?
На выставке не было части крупных региональных компаний по разным причинам, чаще всего по причине посещения более ранней выставки. А также небольших компаний, которые по инерции или нашей недоработке приехали ранее на другую канцелярскую выставку. Это наша точка роста в 2021 году.
Ответ на вопрос «зачем пришли?» – это уже вопрос, непосредственно связанный с нашими экспонентами.
Да, давайте сразу его и задам – сколько компаний было представлено на РКФ 2020? Почему они приняли решение участвовать и какова их обратная связь?
На выставке было представлено более 90 компаний, часть желающих мы даже не смогли разместить – места не хватило. Общая площадь выставки – немного более 6000 м2. Если сравнивать с другой канцелярской выставкой (мы не до конца разобрались – указаны ли данные с учетом объединения с выставкой KidsRussia, но будем считать что нет), где было 350 компаний и 14 500 метров, наша выставка получилась меньше, как по площади, так и по количеству.
Но, опять же, для старта отличный показатель. Учитывая качество проведенной нами выставки, мы уверены, что в 2021 году в нашей выставке примет участие существенно большая часть рынка.
Со стороны показалось,что у вас практически не было небольших производителей и, как следствие, небольших стендов.
Это не так, почти треть компаний участников являются небольшими производителями, под небольшими подразумеваю компании с оборотом до 100 млн. руб в год.
Действительно могло показаться, что небольших стендов было мало, это в первую очередь связано с тем, что вся центральная часть экспозиции была сформирована из больших и красивых стендов. Так и было задумано. Чтобы выставка была красивой, масштабной и интересной для посетителя мы сбалансировали выставочную схему. В итоге остались довольны все экспоненты и, основные участники выставки, посетители.
Важно отметить, что Российский Канцелярский Форум был представлен, в основном, крупными российскими и иностранными производителями, часть из которых выставились в первый раз за длительное время.
Зачем вообще крупным российским и иностранным производителям выставляться?
На нашей выставке были представлены крупнейшие иностранные бренды (те же International Paper, Newell Brands, ACCO Brands, BIC, DURABLE, FELLOWES) и крупнейшие российские производители (те же HATBER, BG, ГАММА, Академия Групп). Для многих из них ключевым моментом стала сама возможность пообщаться с собственниками бизнеса, которые занимаются розничными и корпоративными продажами. Все-таки количество прямых партнеров у каждого производителя/представительства ограничено и далеко не всегда есть возможность поговорить субдистрибьютором. Понять его проблемы или порадоваться его успехам, получить обратную связь о продукции. У них нет как такового канала коммуникации с представителями большого количества магазинов и компаниями обслуживающих корпоративных клиентов. Да, периодически такие компании участвуют в региональных конференциях, но это не позволяет одномоментно пообщаться с клиентами со всей страны и ярко представить бренд.
Этим компаниям, как и всем экспонентам, мы обещали привести на выставку костяк рынка конечных продаж, и, надеюсь, наши экспоненты остались довольны. Я верю в то, что ситуация с короновирусом пойдет на спад с апреля и закончится уже в июне.
Поэтому уверен, что позитивные последствия от участия в выставке «Российский Канцелярский Форум», наши партнеры смогут увидеть уже по итогам школьного сезона.
Есть мнение, что РКФ – это выставка Самсона и Рельефа. Как бы вы прокомментировали такую точку зрения?
Самсон и Рельеф являются учредителями проекта. Такими же учредителями в ближайшее время станут и другие участники рынка. Как мы уже заявляли, акционерами управляющей РКФ компании станет ряд крупных игроков рынка, которые выразили такое желание. Мы предлагали стать акционером практически всем игрокам с оборотом от 1 млрд. Кто согласился – будет акционером. Процесс будет оформлен в ближайшее время. Мы планировали сделать это в марте, но ситуация с вирусом немного корректирует планы.
То, что у Самсона и Рельефа два самых больших стенда не делает выставку именем этих же компаний. Напомню, что у Самсона и Рельефа и раньше были самые большие стенды, когда они участвовали в другой канцелярской выставке.
Участие лидеров рынка стратегически выгодно для проекта и является важной составляющей для большого количества посетителей.
Самсон, Рельеф и Канцелярское Дело, организовали проект, но никогда не считали и не считают его своим. Проект делался ради отрасли и он является отраслевым!
В последние годы как ком росли претензии по организации другой канцелярской выставки. После решения о переносе сроков выставки 2019 на вторую половину марта претензии стали критичными. Перенесли, кстати, выставку, чтобы избежать совпадения сроков с KidsRussia! Почему и для чего это было сделано, сложно судить, возможно для усиления своей конкурентоспособности и увеличения заработка, возможно по другим причинам. В итоге, спустя год, выставка прошла совместно с KidsRussia, тут уже понятны причина, противостоять РКФ. Был бы этот альянс в 2020 без РКФ? Нет, 100%.
Что было самым трудным в организации выставки в первый раз?
Вы знаете, по итогам первой выставки и обсуждений создания ассоциации мы убедились, что большинство компаний на нашем рынке хочет позитивных изменений, но при этом не готовы совершать активные действия. Нужен двигатель изменений, причем достаточно мощный, с существенными ресурсами, чтобы сдвинуть процесс в нужную сторону. Этим двигателем на первый год и стал альянс Канцелярского Дела, Самсона и Рельефа. Показали проект лицом, дальше он будет набирать обороты, привлекая все новых и новых участников. Бизнесмены на нашем рынке не хотят рисковать, скорее верят в противостояние и противопоставление одних игроков другим. На чем наши оппоненты и играли весь 2019 год.
Организационно проведение выставки по сути является рутинным процессом, для которого не нужно обладать какими-то существенными ноу-хау. И в этом году рынок в этом убедился. Т.е. выставку может сделать практически любая крупная компания, здесь нет потребности в особых компетенциях. Важно только кто пришел на выставку и зачем.
Каковы дальнейшие планы по выставке РКФ?
В ближайшее время мы объявим сроки проведения и стоимость участия во второй выставке «Российский Канцелярский Форум». Которая будет больше и интереснее первой.
Есть уверенность, что в итоге проект, построенный на экономической логике, имеет огромные перспективы. Выгодно будет там, где есть развитие и клиенты. Где цена ниже, где тебя слышат и меняются. Клиенты будут там, где их поставщики.
Сейчас непростое время, когда очередная девальвация совместилась с ужасным гуманитарным кризисом. Мы понимаем, что мысли участников рынка сегодня заняты выходом из сложившейся ситуации, потому активная фаза работы по выставке начнется позже.
И пользуясь случаем, хотим пожелать всем правильных решений в непростом 2020 году и здоровья!