Перед сферой образования в России стоят три серьезных вызова:
- Изоляция от международного образовательного и научного сообщества;
- Режим санкций и ожидание кризиса изменили потребности аудитории - учебные заведения должны предложить слушателям полезный продукт;
- Остаточные последствия пандемии коронавируса.
По данным ЮНЕСКО в 2021 году:
- В России учились более 280 тыс. иностранных студентов (75% из стран СНГ, 10% из Индии и Китая);
- За рубежом проходили обучение 50 тыс. россиян, в т ч около 5 тыс. в международных бизнес-школах;
- Наша страна занимала 5% мирового рынка международной академической мобильности
Однако с конца февраля многие иностранные образовательные организации приостановили сотрудничество с Россией
- сдать экзамены в международные университеты - языковые тесты TOEFL и IELTS, GRE для доступа к международным аспирантурам и др.
- Сотрудничество в области онлайн-образования поставлено на паузу. Крупнейшие международные провайдеры Coursera и EdX закрыли доступ к платным курсам для России.
- Российские бизнес-школы больше не могут получить международную аккредитацию.
- Приостановлены совместные образовательные программы российских и иностранных вузов. (в 2021 году в России -500 программ двойных дипломов).
Каково же решение данной проблемы?
Российские вузы и бизнес-школы будут ориентироваться на новых партнеров в СНГ, Азии и на Ближнем Востоке. Развитие новой академической географии — долгая и кропотливая работа по выстраиванию доверия на уровне команд и институтов. Возглавят этот процесс ведущие российские университеты, бизнес-школы и корпоративные университеты.
Основные тренды образования 2022-23
В мире:
- Деглобализация - усиление интеллектуального суверенитета стран и борьба с утечкой мозгов. Результатом глобальности стала растущая борьба за таланты - с 2010 по 2020 год количество международных студентов в мире выросло с 3,5 млн до 6,5 млн человек.
- Начало формирования третьего макрорегиона образования - евразийского (Китай, Центральная Азия, Россия). Сегодня в мире сложились две образовательные системы — англосаксонская (США, Великобритания, Австралия) и европейская (Германия, Франция, Испания и пр.).
- Переоценка возможностей онлайн-обучения. Следующий этап в развитии онлайн-образования будет связан с созданием виртуальных вселенных, которые смогут дать образовательный опыт, превосходящий обучение в реальном классе с использованием платформ интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, VR технологий и т д.
В России:
- Снижение спроса на дополнительное профессиональное обучение и платные программы и, как следствие - сжатие рынка частного образования и уход части бизнес-школ и учебных центров.
- Бизнес-образование: На первый план выходят короткие коммуникационные форматы: встречи с экспертами, обмен опытом, стратегические дискуссии, групповой коучинг, формат «мастермайнд.
Актуальные темы:
- новая экономическая география (где искать новых поставщиков, партнеров, альтернативные рынки сбыта),
- перестройка логистических цепочек, международных платежей,
- лидерство в кризис, разработка сценариев будущего,
- технологическая и цифровая устойчивость (замещение выбывших технологий, запуск наукоемких производств).
Школа
С 1 сентября 2022 года вводятся новые ФГОС:
- будут максимально точно сформулированы требования к предметам школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник
- упор на применении знаний на практике.
- повысится прозрачность системы образования, и любой родитель сможет понять, чему именно учат в школе их ребенка
Высшее образование
Переход от Болонской системы в России к некой гибридной системе обучения, где будет сочетание лучших черт образования царской России, советской и современной систем образования. 27 июня состоятся парламентские слушания, где обсудят будущую национальную систему ВО.
Переоценка возможностей онлайн-обучения
В России по прогнозам экспертов, рынок онлайн-курсов в 2022 г сократится на 35—40%. Но как указывалось выше, онлайн образование будет развиваться с более высокими технологиями. И России также предстоит включиться в эту гонку.
Обучение взрослых
В обучение вовлечено почти 50% трудоспособного населения развитых стран. В России этот показатель, менее 25% и эта ниша будет развиваться.
Что это означает для нашей отрасли?
Прежде всего, это возможность использовать новые тренды:
- реализация канцелярских товаров и продукции (демооборудование и др) для коротких коммуникационных форматов и для программ переквалификации взрослых;
- производство и поставка товаров для школьных практических проектов (упор на которые усиливается в школах);
- разработка и реализация учебников для новой системы высшего образования;
- другие возможности, которые Вы видите как профессионалы рынка.
Подготовлено по материалам HBR Russia, ТАСС, RBC