Впрочем, приговор всех сувенирщиков был одинаков – начинайте с понятной концепции, отражающей ваши ценности, а уж подобрать решение за счет нанесения или упаковки дело техники.
В этой теме лирическим отступлением прозвучал рассказ Натальи Аншиной (НАРСИ) о первых сувенирных опытах в начале 90-х, когда для газеты «Коммерсант», которая участвовала в выставке в Лондоне, ей пришлось делать 300 кружек. Никаких сувенирных производств тогда, конечно, не было, и она нашла в буквальном смысле мануфактуру, где мастера вручную, кисточками, сделали нанесение каждого логотипа. Со всеми особенностями ручного производства. В принципе, этот кейс для молодого сотрудника, по мнению начальства, был провальным, но оказалось, что индивидуальность и ручной труд очень востребованы на западном рынке. Своим рассказом Наталья Аншина еще раз подтвердила общую мысль – нашу отрасль «делает» нанесение.
Еще один актуальный вопрос – почти все клиенты начинают обсуждение подарков со слов: «Только не надо каталогов, мы не хотим стандартные подарки». И это, по словам Светланы Салиной («Сувенир Медиа»), и правда очень популярный запрос. Но когда с такими клиентами начинают работать профессиональные менеджеры агентств, как показывает практика, большинство из них чаще всего останавливают свой выбор на… продукции из каталогов. Ведь сейчас в России на складах с возможностью купить «завтра» находятся порядка 20 000 артикулов. И из них всегда можно выбрать то, что надо. И именно для этого нужны агентства, которые помогут правильно подобрать работающий, нужный, эмоциональный сувенир, правильно его декорировать, выразить миссию и ценность бренда, упаковать и превратить подарок в эффективный канал коммуникации.
Этот круглый стол еще раз, как лакмусовая бумажка, показал соотношение интересов на нашем рынке. С одной стороны, есть клиенты, которые решают свои бизнес-задачи и не хотят глубоко погружаться в вопросы сувенирной отрасли. А с другой – есть недооцененные рекламные агентства, которые с трудом вырываются из стереотипа «коммивояжера с чемоданом образцов». И эти агентства готовы были бы комплексно решать задачи коммуникаций клиента, но, как правило, на это не остается времени и ресурсов. И опять корпоративные подарки в медиаканале формируются по остаточному принципу, не отражая особенности бренда и очень поверхностно решая его маркетинговые задачи.