Генеральный директор STANа Валерий Балябин считает, что если есть цель, то никакие границы не имеют значения. О своём отношении к бизнесу, особенностях работы с китайскими и узбекскими производителями и многих других аспектах развития компании Валерий рассказал журналу «Бизнес и люди». С разрешения редакции публикуем это интервью. – При знакомстве вы рассказывали о первом студенческом опыте работы с китайскими текстильными производителями. Кураж, авантюризм, вера в «успех предприятия» открыли дорогу, по которой вы и ваш партнер шагаете почти 25 лет. Что предшествовало тому счастливому случаю? – Впервые в Китае я оказался в момент подъема их легкой промышленности и период острого дефицита в России. К нам везли пуховики и женские сорочки, а я решил, что нужнее белье и футболки. Я кое-что понимал в текстиле, потому что до этого бывал в Турции, а в армии сам перекрашивал армейское белье и даже наносил принты. С 1993 по 1998 мы с моим неизменным до сих пор партнером (Владимир Пашкин – совладелец STAN – прим. ред.) возили текстиль из Китая. Обрастали опытом и связями с китайскими фабриками. Кризис 1998 года довольно сильно ударил по нам: из-за стремительного роста доллара возник огромный кассовый разрыв, образовался долг перед китайскими партнерами. Это подтолкнуло нас к решению принять предложение президента и одного из основателей торговой марки Sela Бориса Михайловича Остроброда. 17 января 1999 года, как сейчас помню, мы открыли большой отдел в магазине «Успенский». Раньше опыта работы в рознице у нас не было, многому учились по ходу: найм персонала, учет, кассовая дисциплина – но как-то быстро мы в эту реку кинулись, и через полгода у нас был договор франшизы. Sela в России вообще родоначальник франшизного движения, а для нас это был уникальный опыт, поэтому я благодарен жизни и компании Sela.
|
|
|
– Параллельно вы продолжили вести свой бизнес? – Да, мы не хотели терять партнерские отношения с фабриками Китая. Порвать – легко, а потом восстановить – очень сложно. И зачем было «открывать Америку», когда Китай предлагал хорошие условия: отсрочки платежей, небольшая предоплата, отлаженные технологии, сырье, фурнитура, оборудование, производственные площади – все есть, просто приходишь с техническим заданием, согласовываешь образцы, сроки готовности и поставки, выкрасы, и процесс запускается.
|
– Вы строитель по натуре? – Просто стараюсь зернышки разложить в разные корзины. Мной двигало желание иметь что-то свое. Когда кризис миновал, через два года у нас появились свободные (не сказать, чтобы свободные, а оборотные) средства, и мы решили возобновить взаимодействие с прежними партнерами в Китае. Зная текстильную продукцию, рассмотрев имеющийся ассортимент розницы, проанализировав прошлый опыт, мы решили заняться только футболками. Вот уже более 17 лет занимаемся… Сотрудничество с китайскими фабриками позволило не отвлекаться на процесс производства, а выстраивать продуктивные отношения с заказчиками. Китай давал твердую почву. На сегодняшний день мы сотрудничаем с семью фабриками – это основной пул партнеров, сформировавшийся 17 лет назад. Кроме того, что нас связывают партнерские отношения, сложились и межличностные, дружеские, когда можно друг друга с Днем рождения поздравить, с Новым годом, с рождением детей, внуков. Все это нормальные человеческие отношения – без границ, без оговорок, что мы разные по духу, по менталитету. Нас сближает желание жить, работать и быть лучше.
|
– Но ведь границы, действительно, существуют: государственные, ментальные. – Границы и в головах, и между государствами, да. Об этом много можно говорить, но если видишь цель, значит, должен к ней стремиться, преодолевая эти препятствия. Я за 25 лет работы с Китаем бывал на совершенно разного уровня фабриках – ну и что? Если производитель выдает мне качественный готовый продукт, в срок и в соответствии с моими требованиями – остальное шелуха.
|
– Тогда почему возникла идея общаться с узбекскими производителями? – Во-первых, Узбекистан и в советское время был крупнейшим поставщиком хлопка и текстиля, во-вторых, мы увидели сильную конкуренцию узбекской продукции с нашей, а в-третьих, между Россией и Узбекистаном нет ввозных таможенных пошлин. Пошлины – это значительная составляющая в себестоимости нашего товара. Кроме того, беспошлинный ввоз экономит время, потому что не надо согласовывать цены. В Узбекистане есть сырьевая база, с узбекскими производителями мы говорим на одном языке, они сами стремятся выходить на рынки. Поэтому они стараются производить продукцию, соответствующую нашим требованиям. По этим причинам, когда рубль обвалился в 2014 году и стоимость китайского товара выросла, остановили выбор на Узбекистане. Процент продукции узбекских фабрик вырос с 5-7% в прошлом году до 20-и в текущем.
|
|
|
– Каковы риски работы с Узбекистаном? – Узбекские производители нестабильны, не выстраивают долгосрочных отношений, им нужны деньги «сегодня и сейчас» – и в этом слабость Узбекистана. Они не имеют финансового плеча, такого же крепкого как в Китае: нет оборотных средств, чтобы закупить первоначальную партию, поэтому надо вносить большую предоплату. Тем не менее, я считаю, что у этой страны нет другого пути, как развивать текстильную сферу: у них много солнечных дней, есть технологии выращивания сырья, рабочая сила. Просто им надо организовать внутреннюю переработку сырья, шить, перенимать опыт мировых производителей, что они и делают сегодня.
|
– С какой страной легче работать? – Мы не только отшиваем продукцию за рубежом, но и поставляем – помимо российских предприятий – в Казахстан и Белоруссию. Наши зарубежные партнеры – постсоциалистические страны, поэтому скажу так: везде непросто! – Есть ли представительства в Узбекистане и Китае? Кто в них работает? – Да, есть. Если компания имеет стабильные заказы, необходим постоянный контроль производственных и логистических процессов. Задача наших представительств за рубежом в обеспечении правильности и своевременности выполнения заказа в соответствии с техническим заданием. Они наши проводники на той территории, отвечающие за взаимодействие с фабрикой-производителем. Для работы в представительствах компании лучше найти местных жителей.
|
– Насколько сильно можно доверять жителям другой страны? – Мы доверяем. Мы такие люди – стараемся донести до иностранных сотрудников идеи компании, миссию, обязательно привозим их в Россию, чтобы показать нашу страну, себя и какой продукт мы хотим получать. Мы стремимся выстраивать долгосрочные бизнес-отношения, на долгие годы.
|
|
|