Игорь Анатольевич, расскажите, как для вас начался сувенирный бизнес? Кто был ваш первый клиент?
По образованию я физик, в 1993 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Численное моделирование физических процессов» в Институте горного дела. По известным причинам многим из нас тогда необходимо было искать дополнительный приработок, который со временем не просто увлек, а затянул и превратился в постоянную работу. В те далекие времена, когда рынок России только-только формировался – в любом виде бизнеса было чистое поле. Тем более в сегменте бизнес-сувениров, о которых подавляющее большинство имело смутное представление. По отраслевой принадлежности мы занимались посредническими операциями с металлами. От одного из уральских металлургических комбинатов к нам пришел запрос на фирменную сувенирную продукцию на 60 000 долларов. Сумма для нас была впечатляющая, и мы начали детально изучать этот продукт. Выяснилось, что в России ничего подобного нет, и пошло-поехало: уже в 1995 году мы первые на Урале приобрели немецкий станок для тампонной печати, появились первые поставщики (Ibero, Reda, TOPHITS, Эмираты и т.п.).
В общем, я оказался в сувенирном бизнесе, по сути, случайно, даже название «Прагматика» появилось прозаически, без какой-либо глубокой мысли. Поскольку наши первые проекты и услуги, в основном, относились к полиграфии, мы решили в качестве имени компании взять название шрифта. А их по тогдашнему ГОСТу было всего семь (!) и лучшего, чем Pragmatica – не оказалось.
Вот уже 22 года я занимаюсь этим беспокойным, я бы даже сказал шебутным, пускай и малым, но суперинтересным бизнесом.
Как изменились клиенты, за то время, что вы в этом бизнесе? Отличаются ли региональные клиенты от столичных?
Клиенты, как и мы, изначально не были профессиональными рыночными управленцами. Вместе мы искали и отлаживали маркетинговые инструменты для рынка В2В. Исторически так сложилось, что основные заказчики в регионах тогда и сейчас используют бизнес-сувениры не для «чистой» рекламы (металлургическому комбинату нечего рекламировать, его и так все потребители прекрасно знают), а как элемент деловых коммуникаций. И чтобы получать заказы от крупных предприятий (то есть давать им правильные рекомендации по ассортименту), нужно самому быть внутри этих коммуникаций, внутри делового сообщества региона, понимать потребности заказчика. Поэтому мы менялись вместе с заказчиками постепенно, по мере усложнения рыночных взаимодействий.
Однако сейчас ситуация качественно изменилась – идет быстрая и массовая смена поколений не только в среднем, но и в высшем управленческом звене заказчиков. К руководству приходят управленцы с отличным профессиональным образованием, принимающие решения, исходя из экономических категорий, а не личных пристрастий. У наших заказчиков появились принимающие решения лица со степенями PMP, PMI (есть ли вообще у поставщиков и рекламных агентств такие специалисты?), идет переход от hardskills к softskills.
Соответственно резко изменились требования и к нам – сейчас заказчики ждут от рекламного агентства полноценного комплексного обслуживания, профессионального качества (по правильному выявлению и отработке потребностей, по креативу в каждом решении, по проектному управлению исполнением заказа и т.д.). Выбора здесь нет никакого: либо мы также быстро меняемся, либо вылетаем с рынка.
Что же касается регионального различия заказчиков, то мне сложно судить о столичных заказчиках (у нас их пока немного). Однако мне кажется, что региональные заказчики несколько проще в общении, что ли более открыты, с ними легче устанавливать контакт…
А как за это время изменился рынок: вендоры, коллеги, конкуренты?
Как я уже сказал выше, к сожалению, наш рынок запаздывает с реакцией на изменения у заказчиков: по-прежнему у нас много личных амбиций и непрофессионализма в принятии экономических решений… Хотя в ведущих компаниях процесс уже идет (к руководству приходят профессиональные управленцы, используются современные маркетинговые инструменты, к примеру, контент-маркетинг), но существенно медленнее, чем требует рынок. Так, например, до сих пор вендоры продолжают объяснять нам, дилерам, как конечные заказчики принимают решения о закупках и как нам нужно организовать работу с ними. А откуда у них эти компетенции, если они не работают с конечными заказчиками? Большинство конкурентов также, вслед за заказчиками, меняются и пытаются найти новые конкурентные преимущества, так как старые уже не работают – у всех одинаковые каталоги, производство, логистика, ценовые возможности.