На прошлой неделе в НАРСИ прошел бизнес-завтрак, на котором выступали эксперты промоиндустрии. Одна из экспертов – Анна Карин Лемстра, директор по маркетингу компании Polyconcept, дала интервью сайту НАРСИ, и рассказала немного о себе, о подарках и о работе с самыми разными странами.
Как вы оказались в промоиндустрии? Учились ли вы этому специально?
Я работаю в Polyconcept уже два года, а до этого я работа в Mid Ocean Brands чуть меньше двух лет, а еще раньше я 15 лет занималась товарами для украшения интерьеров и рождественскими украшениями, которые, конечно, импортируются из Китая. То есть уже почти 20 лет моя работа связана с закупками в Китае. Так получилось, что я всегда работала непосредственно с товарами, с ассортиментом, я хорошо в этом разбираюсь. Ну а до этого я изучала историю искусств, поэтому по образованию я искусствовед, но в какой-то момент я поняла, что мне нравится бизнес, нравится ездить в Китай, путешествовать, заниматься закупками, и это именно то, чем я занимаю последние 20 лет, но только четыре последних года я работаю в промоиндустрии.
А вообще возможно ли в Голландии, где вы живете, получить специальное образование в области промоиндустрии?
Выбор образования зависит от того, чем именно вы хотите заниматься: продажами, закупками или маркетингом. Люди, которые хотят заниматься бизнес-сувенирами чаще всего получают экономическое, финансовое образование или учатся международной торговле. Многие, кто в Polyconcept занимается промоодеждой, учились на конструкторов одежды, или на специалистов по текстилю. В общем, чтобы попасть в промоиндустрию есть очень много путей, и учиться для этого можно очень разным вещам. Пожалуй, если ты хочешь работать в промоиндустрии, нет такого одного места, где тебя всему научат.
Расскажите, пожалуйста, о вашей семье. Как ваши близкие относятся к вашей работе?
Я замужем, у меня есть дочь, ей 13 лет. Пожалуй, моей семье нравится моя работа и то, что я езжу по всему свету. В прошлом году я брала их с собой, когда ездила в командировку в Шанхай, мы жили там целый месяц, и им очень там понравилось. Мой муж читает лекции в Академии искусств, он историк архитектуры, поэтому он очень далек от промоиндустрии, он занимается умственным трудом, но он очень любит путешествовать, а моя работа связана с взаимодействием с разными культурными традициями. Именно это, по-моему, привлекает его в моей работе, ну и конечно же, он любит подарки.
Помогает ли вам ваша работа выбирать подарки близким?
Выбирать подарки мне помогает то, что я всю жизнь работаю непосредственно с товарами. Например, если ты следишь за трендами, ты знаешь, что нравится людям, и когда ты решаешь подарить что-то из гаджетов, ты уже знаешь, что сейчас популярны пауэрбэнки и беспроводные наушники. Так проще угодить с подарком.
Много ли промоподарков вы получаете, и нравятся ли они вам? Многими ли вы действительно пользуетесь?
Я думаю, все любят получать подарки. В этом как раз и заключается сила промоиндустрии. Сейчас есть такая тенденция в Европе и в США, которая набирает обороты – людям очень нравятся подарки, но они обязательно должны быть полезными. Если подарок полезен, им будут пользоваться – это банальность, но так оно и есть. Если мне дарят промосувенир, который может мне пригодиться, я радуюсь. Вот почему все дарят блокноты – потому что они всем нужны, и я их себе тоже оставляю. А когда я получаю что-то ненужное, я сразу расстаюсь с такими подарками. Одним словом, мне нравятся подарки, но они должны учитывать мои потребности.
В последнее время все говорят о трендах. Как вы считаете, тренды действительно существуют, или их придумывают, чтобы что-то продать?
Да, я верю в тренды, и моя презентация [для бизнес-завтрака] во многом посвящена им. Под трендами я понимаю не моду в том смысле, что сегодня мы носим синее, а завтра – черное. Тренды – это скорее о том, что сейчас люди живут совсем не так, как жили 10 лет назад, и то, что мы продаем и покупаем приспосабливается к этому положению вещей. Поэтому, если у всех в карманах есть смартфоны, и все все время заглядывают в них, чтобы узнать, что там происходит в соцсетях, это конечно же влияет на рынок потребления. Все это приводит к тому, что у людей все меньше времени, поэтому современные товары должны быть простыми. В общем, я уверена, что тренды существуют, и они влияют сначала на потребительский рынок, а потом уже промоиндустрия заимствует некоторые из них.
А какие тренды ждут нас в ближайшем будущем? Что будет с промоиндустрией лет через пять?
Есть тренды, которые появляются и исчезают, и одни очень быстро сменяют другие. А есть те тренды, что остаются надолго, они могут незначительно отличаться в зависимости от страны или региона. Но как бы там ни было, есть такие тенденции, которые сейчас только устанавливаются, и они наверняка будут актуальны в течение следующих лет пяти. Один из таких трендов, и он очень масштабный, как мне кажется, – это то, что люди стали следить за своим здоровьем, и интерес к этой теме проявляется, например, в носимой электронике. А другой такой тренд – это использование множество девайсов, которые облегчают людям жизнь. Эти тренды сейчас только зарождаются и наверняка они будут с нами в ближайшие годы.
Вы работаете с международными рынками Polyconcept, легко ли работать с Россией?
Мне очень нравится работать с Россией, я сейчас в третий раз сюда приехала. Так как я занимаюсь международными рынками, мне приходилось работать с многими странами в разных регионах – с Австралией, Южной Африкой, Латинской Америкой, Азией – Polyconcept по-настоящему глобальная компания с отделениями в Европе и Америке, но работаем мы со странами по всему свету. Я работаю с Европой и всем остальным миром, кроме США. Мне очень нравится в моей работе, что когда ты работаешь с разными странами, сначала кажется, что они все очень сильно отличаются, а потом понимаешь, что люди на самом деле везде одинаковые. Мне было очень интересно ездить по всем этим странам, и в том числе побывать в России. И я очень много узнала о России такого, что обычно никто не знает. Мне очень приятно приезжать сюда и работать с местными партнерами, это многому меня научило. Мне нравится работать с компанией Oasis и с Натальей Аншиной, она очень сильная женщина, я это ценю. Удивительно, что стиль работы у русских такой же, как в Австралии или в ЮАР. Это забавно, мне нравятся такие совпадения! То, что сложно в работе с Россией, – это ваши правила и законодательство, связанное с импортом – оно чересчур строгое. Но, в общем и целом, работать с Россией – одно удовольствие.